Хорошая типографская краска должна иметь блестящий цвет, быть однородной, прочной, долговечной. Она должна быстро сохнуть, легко смываться со шрифта, не расплываться на бумаге, не пропитывать бумагу насквозь, не иметь неприятного запаха.
Для типографской краски берется самое лучшее льняное масло, так как плохие сорта дают рыжий тон и имеют неприятный запах. Очистка масла производится продолжительным нагреванием с 3 %-ной крепкой серной кислотой. Нагревание ведется при температуре не свыше 100 °C.
Затем масло отстаивается, сливается без осадка и промывается теплой водой до исчезновения последних следов серной кислоты, что испытывается лакмусовой бумажкой. Очищенное таким образом масло имеет светло-желтый цвет при совершенном отсутствии запаха.
При варке надо иметь в виду, что очищенное серной кислотой масло кипит очень бурно, поэтому желательно принять все меры, чтобы сбежавшее масло не коснулось пламени. Во избежание этого котел надо наполнять не более, чем до половины. Нагревание идет быстро, и масло закипает, издавая при клокотании особый дребезжащий звук, производимый улетучивающимися из масла водяными парами.
Когда масло освободится от воды, оно будет кипеть спокойнее, постепенно темнеть и густеть. При дальнейшем нагревании масло начинает разлагаться на газы (пары). Сначала пузырьки появляются в более нагретых местах, т. е. у стенок котла. Затем масло вспучивается, распространяя острый, неприятный запах продуктов разложения. В это время нужно следить за маслом, чтобы предупредить образование внутри массы больших пузырей газа, которые могут выбросить масло из котла.
Если топка не допускает быстрого уменьшения огня, то нужно наливать масла меньше, а часть его держать в запасе, чтобы вливанием холодного масла можно было охладить слишком сильно кипящее масло в котле. Регулируя нагревание масла так, чтобы масло кипело медленнее и не выкипало из котла, надо уваривать его до тех пор, пока охлажденная капля масла не будет растягиваться между пальцами в нити до 10 см в длину. Когда это будет достигнуто, олифа готова и ей дают охладиться.
Чем крупнее должна быть печать (например, для афиш) и чем скорее должна сохнуть краска (например, для газет), тем меньше следует уваривать олифу. Для художественной печати олифа уваривается гуще и поэтому краска дороже.
При варке олифы для типографской краски можно добавлять к ней некоторые вещества, такие как, например, сосновая смола, сокращающая время уваривания, или мыло, придающее краске свойство легче смываться со шрифта, или парижская синь, придающая черной краске лучший тон. Все эти примеси должны быть в совершенно очищенном, сухом и измельченном виде. Добавляются они к олифе, когда начинается разложение масла и у стенок котла появляются мелкие пузырьки. На 50 частей масла берут 20 частей смолы, пять частей мыла и 0,5 части парижской сини. С такими примесями олифа называется типографским лаком. Иногда дорогое льняное масло при варке типографского лака заменяют более дешевыми продуктами: 1) конопляным маслом, причем продукт выходит не хуже, но имеет неприятный запах, и 2) смоляным маслом, которое в последнее время стали добывать в больших размерах перегонкой дешевых смол, причем получаются довольно дешевые типографские краски. 1000 частей смоляного масла, 400 частей смолы, 100 частей мыла.
Черная типографская краска.
Для получения черной типографской краски типографский лак растирают с сажей. Для лучших сортов краски берут лучшую, более дорогую сажу и в достаточном количестве, для дешевых сортов берут сажи меньше и более дешевого сорта. В последнем случае краска получается не черная, а сероватая с рыжим оттенком.
Растирание сажи с лаком является самой трудной операцией при изготовлении типографской краски. Сажа должна быть равномерно перемешана с лаком. Это достигается продолжительным растиранием смеси.
Приводим еще три рецепта дешевого типографского лака с невареным льняным маслом.
Это дешевые лаки для газет. Скорое высыхание достигается смоляным маслом, а густота — добавкой густого терпентина. Способ изготовления очень прост: плавят смолу, доливают смоляного масла, добавляют куски мыла, терпентина и варят около 3 часов, при помешивании, после чего лаку дают отстояться.
Цветные типографские лаки.
Для получения тонкого порошка краски нужно иметь мельницу для растирания красок, дисковую или вальцовую. Последнее предпочтительнее, так как тоньше растирается масса. Краски употребляются обыкновенные, а лак изготовляется из 16 частей керосина, 4 частей глицерина, 4 частей типографского лака, 1 части едкого аммиака и 1 части воды. Составные части размешивают, дают постоять 2 часа и затем смешивают с типографским лаком.
Для золотой краски берут: 10 частей керосина, 10 частей глицерина, 4 части лака, 1 часть едкого аммиака и 1 часть воды. Способ приготовления тот же.