Поскольку для «говорения» птицам в первую очередь необходимы системы, обеспечивающие воспроизведение и восприятие звуков, мы прежде всего должны познакомиться со строением голосообразующих органов и органов слуха.
Хотя наше главное внимание обращено к попугаям, нельзя забывать и о том, что они всего лишь представляют многочисленный класс птиц, возникший в юрский период от других предков, нежели млекопитающие. Поэтому попугаи обладают всеми особенностями, типичными для класса, и отличаются от млекопитающих в первую очередь типично птичьими чертами строения голосового и слухового аппаратов. Нам особенно важно знать эти различия, так как именно они покажут нам, насколько уникальными являются способности птиц к говорению и какие структурные и функциональные характеристики их обеспечивают. В отношении голоса и слуха выявлением и изучением этих уникальных черт занимается биоакустика птиц, которая наряду с экологией и лингвистикой составляет научный фундамент исследования феномена «говорения» у птиц. В то же время нам важно знать и отличия «говорящих» птиц, если таковые имеются, от неговорящих, хотя такое разделение, конечно, очень условно.
После первых попыток приручения попугаев и акустического общения с ними проходит несколько столетий, наступает XVII в. И перед нами серия новых имен ученых — Фердинанд Перпау, Олина, Томас Вард, для которых песня птиц становится предметом постоянного пристального внимания.
Птицы поют. Что это значит? Они поют для собственного удовольствия или их песня имеет смысл. Какой? Они привлекают или отпугивают? А как это связано с территорией, которой владеет поющий самец и которую он охраняет. А почему голоса птиц в разных местностях так различаются между собой? Быть может, влияют способности птиц подражать, имитировать окружающие звуки?
Просматривая перечень вопросов, которыми занимались эти исследователи и которые их интересовали, поражаешься широте их кругозора, глубине проникновения. XVII век! Век, когда многих областей биологии вообще еще не существовало. Когда зоология находилась на самом раннем этапе развития. И уже тогда — изучать территориальное значение птичьего голоса. Вопросы, которые будут интересовать исследователей начала XX в. и станут разделами биоакустики 1950–1960 гг. Но тогда ученые получат совершенные акустические приборы, позволяющие точно анализировать голоса птиц. А в XVII в. основным прибором ученого были собственные уши. И еще одно важное достижение XVII в. Сделаны первые робкие попытки связать анатомию голосового аппарата птиц и его работу, голос.
Поначалу это носило более чем скромный характер. Где источник замечательных птичьих песен? Первые интуитивные предположения ученых оказываются правильными. Там, где трахея распадается на бронхи, где располагается замечательное образование, присущее только птицам, — нижняя гортань.
Ученый XVII столетия Альдрованди в своей «Орнитологии» впервые ее описывал. А вслед за ним Олигер Якобеус в своей «Анатомии попугаев», Фабрициус и Коллинс сделали добротные анатомические описания. Нижняя гортань оказалась очень различной у разных групп птиц. Но ведь и их голоса тоже такие разные!
И, наконец, профессор Верне в 1686 г. на заседании Парижской академии доложил о своих опытах, доказывающих, что у петуха, с которым он работал, источником голоса является именно нижняя гортань.
Что же, этот эксперимент в те годы был совсем нелишним, поскольку появились, начали набирать силу идеи о том, что источником голоса у птиц, как и у млекопитающих, является вовсе верхняя гортань, а не нижняя, как это думали ученые первой половины XVII в.