Часы. С самого своего момента появления механические часы стали ценностью. А это уже несколько сотен лет. Даже самые обыденные часы, оснащенные простым механизмом, чаруют невероятной хитростью микродвижений мельчайших деталей, своим тиканьем, создающим иллюзию учащенного сердцебиения какого-то маленького живого организма. Хорошие часы всегда были предметом гордости и вожделенной зависти человеческой, а значит, той вещью, которую прятали вместе с деньгами и украшениями. Даже самые простенькие старинные часы нынче стоят немалых денег, а коллекционеры ведут постоянную «охоту» за этими шедеврами технического гения наших предков. Что уж говорить о такой категории сокровищ мирового значения, как ювелирные изделия со встроенными в них часами фирмы «Фаберже».
Железные изделия. Под железными изделиями понимаются все стальные и чугунные предметы, которые дошли до нас сквозь толщу лет. Мы говорим о предметах, пролежавших в земле недолго. Дело в том, что рассчитывать на хорошую сохранность древних железных предметов не приходится. Основной враг железа — ржавчина. Если пленки плотных окислов защищают бронзу и медь, то окисление железа — безжалостный и безостановочный процесс, который протекает тем быстрее, чем больше содержится влаги в окружающей железное изделие среде. Поэтому железные предметы способны хорошо сохраняться только в особых условиях: либо они должны храниться в сухом помещении, либо их поверхность должна быть покрыта невысыхающей масляной или жировой смазкой. Старинных бытовых железных изделий, в связи с перечисленными выше причинами, в коллекционных собраниях имеется не так уж много; спрос на них тоже невелик.
Наибольший интерес для коллекционеров представляет оружие. Оружие, как правило, лучше сохраняется в тайниках, чем прочие железные предметы, т. к. хорошо консервируется смазками перед захоронением. Оружие часто представляет собой настоящее произведение искусства, и при условии хорошей сохранности всегда будет желанным гостем для музейной экспозиции.
Тем более, если находка старинного оружия в кладах не имеет никакого отношения к сбору оружия с полей сражений последней войны. Учтите, что найденное боеспособное оружие серийного производства будет рассматриваться правоохранительными органами со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. При находке старинного оружия в хорошей сохранности требуется квалифицированная помощь юриста, чтобы избежать возможных осложнений во взаимоотношениях с милицией.
Изделия из цветных металлов. Как в найденных кладах, так и среди «незапланированных» находок частым трофеем кладоискателя будут изделия из цветных металлов. Благодаря своим хорошим декоративным и техническим качествам цветные металлы служили исходным материалом для изготовления различных бытовых предметов и малых скульптурных форм, а также различных деталей, применяемых в строительстве в качестве отделочного материала. Могут попадаться очень ценные вещи, имеющие историческую и художественную ценность.
Фарфоровые и фаянсовые изделия. Это самые распространенные неметаллическиме изделия, из встречающихся в кладах.
В клады они попадали, в основном, во времена германского нашествия второй мировой войны, когда жители прифронтовых селений повсеместно закапывали свое имущество подле оставляемых жилищ.
Помимо перечисленных выше путей оседания фарфоровых и фаянсовых редкостей в простейших бытовых кладах, существует еще одна возможность обнаружить очень дорогую вещь среди простеньких керамических изделий прошлого. Дело в том, что некоторые предметы неожиданно приобретали какую-либо скандальную известность, в результате чего становились предметом «охоты» коллекционеров.
В России первый фаянсовый завод построили в 1799 г. под Киевом, а в конце позапрошлого столетия русское фаянсовое производство концентрировалось на заводе в Тверской губернии. Кроме массовой посуды, здесь стали изготовлять статуэтки и различные предметы хозяйственного обихода — пепельницы, солонки, чернильницы. По техническому исполнению продукция была безупречной, но художественные достоинства оставляли желать лучшего.
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
В настоящее время изучено свыше 600 марок русской керамики. Но нередко еще и сейчас на изделиях старинного русского фарфора встречаются загадочные марки.
Марки обычно располагали на основании изделий. Подобно росписи на фарфоре и фаянсе, марки бывали расписные надглазурные и, более устойчивые, подглазурные; нередко маркой был просто оттиск знака в необожженной массе.
К сожалению мне не под силу в рамках одной главы осветить всю замечательную историю русской керамики. Но, к счастью любителей и коллекционеров, в нашей стране издано много книг по этой увлекательной теме.