Поиски кладов на пляжах

Всем известно, что Краснодарский край находится между двумя морями — Черным и Азовским. Каждый год в разгар сезона в Краснодарский край устремляются миллионы отдыхающих. По данным Краснодарского краевого общественного фонда «Русский кладоискатель Юрий Харчук», каждый десятый отдыхающий теряет хоть одно золотое украшение за две-четыре недели пребывания на море.


Если немного поинтересоваться геологической историей побережья, то, может быть, удастся найти зоны, перспективные для поиска ценностей. Почва иногда поднимается, а иногда, наоборот, опускается и поглощается водами морей.
Процесс этот идет, иногда убыстряясь, очень медленно, но существуют стремительные изменения уровня суши, подъема или опускания участков почвы при землетрясении.
На пляже в летний период можно заняться поисками монет, колец, золотых цепочек, браслетов без прибора — визуальным наблюдением в полосе прибоя. Посмотрите на сушу из воды. Золотые предметы статичны, а песок и галька, постоянно движимые взад-вперед прибойной волной, то обнажают, то вновь засыпают эти предметы. На линию прибоя смотрят, в основном, с суши, а не из-под воды.
Летом на берегу моря и на пляжах рек очень хорошо использовать металлоискатели Научно-производственной фирмы «АКА». Это модели «Стерх-юниор 7232», «Сармат 7240», «Стерх-мастер 7234», «Корнет 7250».
Летом 2000 года на Кубань приезжало очень много кладоискателей из Москвы и Питера с этими моделями металлоискателей. Улов был ошеломляющий. Один кладоискатель из г. Чехова Московской области металлоискателем «Стерх-мастер 7234» нашел за 4 месяца поисков на побережье Азовского моря близ города Ейска более 400 украшений разной стоимости из золота и более 10 000 монет всех времен и народов.
С сентября по декабрь очень хорошо искать клады, и потерянные предметы на берегу Приморско-Ахтарского района. Особенно если гуляют штормы, бури, ураганы.
После отлива можно идти по землистому берегу с металлоискателем «Сармат 7240» и из грязи собирать монеты, время чеканки которых колеблется в пределах от V в. до н. э. до XX в. н. э. Этот район очень перспективен. Также перспективны для поиска кладов пляжи Темрюка, Анапы, Новороссийска, Кабардинки, Геленджика, Архипо-Осиповки, Джугбы, Ольгинки, Туапсе, Лазаревской, Лоо, Дагомыса, Сочи, Мацесты, Хосты, Адлера, рек больших городов (Краснодар, Усть-Лабинск, Кропоткин, Армавир, Крымск, Абинск, Славянск-на-Кубани, Темрюк). Историю интересных находок на пляжах можно проследить на страницах краевой газеты «Жизнь» (Краснодарский край и Краснодар, индекс подписки 35920).
Почти все крупные населенные пункты России располагаются по берегам рек, озер и морей. Что, если рассмотреть ту часть земли, которая с одной стороны омывается водой, а с другой стороны примыкает к набережной, как золотоносную россыпь?
Набережная — любимое место прогулок горожан, а значит, и место мелких потерь. В воду часто кидают ценности, чтобы избавиться от улик, или в отместку кому-либо.
Многие ценности ронялись в воду на пристанях, пароходных сходнях, при разгрузке судов, терялись при выгрузке на склады. Да и сама вода, проделывая свою каждодневную работу и унося легкие частицы, «промывает» культурный слой берегового грунта, тем самым концентрируя тяжелые предметы в местах размыва. Для того чтобы поиски увенчались успехом, нужно учесть два фактора: во-первых, изучить старый план города или селения, чтобы составить предположительную схему работ, во-вторых, учесть физические изменения русла под воздействием природных сил или инженерной деятельности человека.
Городские пляжи — особая зона внимания охотника за мини-кладами, вернее сказать, место поиска потерянных ценностей. Чем больше народу посещает пляжи, тем больше теряется здесь украшений — песок и мелкая галька служат отличным укрытием от глаз рассеянных хозяев. Можно в бесполезных поисках долго просеивать песок сквозь пальцы в десяти сантиметрах от своей потери.
Может статься, что не только потерянное кольцо или часы станут добычей специалиста по извлечению пляжных кладов. Корабли, погибшие в разное время на прибрежных подводных скалах и отмелях, опускались на дно, где подвергались неумолимому разрушению под напором волн и воздействия соленой воды. Содержание трюмов и кают опускалось на морское дно. Каков же дальнейший путь предметов из корабельных трюмов? Многое зависит от рельефа дна и глубины в месте катастрофы: иногда обломки кораблекрушения погребаются под слоем песка, а иногда движутся к берегу с массой валунов и гальки. Так, например, при поперечном (по отношению к береговой линии) перемещении наносов морскими волнами на пологом дне песок увлекается на большие глубины, а галька и валуны выбрасываются к берегу.
Морские волны могут сослужить еще одну службу кладоискателю — выступить в роли гидромонитора, размывая культурный слой земли на побережье, где идет активное разрушение берега. Для наглядности приведем схему четырех этапов разрушения берега (рис. 16).
Рис. 16. Четыре этапа разрушения берега.

После шторма, во время которого процесс размыва многократно усиливается, можно отправиться с металлоискателем вдоль полосы размыва и поискать в обогащенном за счет удаления легких почв культурном слое предметы старины, если таковые могут быть в районе поиска.
На пляже, если вода теплая, можно заняться поиском ценностей и без прибора — визуальным отслеживанием в полосе прибоя. Попробуйте посмотреть на сушу из воды. Все очень просто: золотые предметы статичны, а песок и галька, постоянно движимые взад-вперед прибойной волной, то обнажают, то вновь засыпают эти предметы.
— Для этой работы понадобятся маска с трубкой. Ласты не нужны.
— Искатель плывет очень медленно вдоль полосы прибоя и — как бы это так поаккуратнее выразиться — «пашет песок».
— Наблюдение ведется прямо перед собой, ибо золотой бочок драгоценности мелькает лишь на мгновение в бесконечной толчее песчинок или мелкой гальки.
— Удобнее всего проводить поиск при слабом волнении моря, потому что при больших волнах появляется проблема с плаванием, а во время штиля нет нужного движения придонных песков.