Советы по самостоятельной реставрации

Еще раз повторимся, что все находки должны быть предоставлены для оценки специалистам.
Однако, скорее всего наступит такой момент, когда у вас скопится какое-то количество старинных предметов, которые не нужно сдавать государству, которыми не заинтересовались музеи и коллекционеры. Что делать? По-моему, ответ очевиден. Создавайте свой собственный домашний музей. Вот тут и встает вопрос об элементарной реставрации. Попробуйте использовать кое-что из опыта матерых кладоискателей — несколько простых приемов восстановления и очистки таких предметов.


Изделия из кости или близкого по составу другого органического материала. Кость лучше всего сохраняется во влажном грунте. После извлечения предмета из земли его первым делом следует кисточкой отмыть от грязи и просушить, оберегая от солнечных лучей и чрезмерно быстрого высыхания, иначе из-за разности сил внутреннего напряжения поверхностных и глубинных слоев могут появиться трещины. После такой сушки, скажем, под слоем оберточной бумаги, изделие нужно покрыть слоем воска, клея или лака на основе синтетических смол. Такой прием, по мнению реставраторов, надежно законсервирует находку до лучших времен, когда ей будет оказана более квалифицированная помощь, если таковая необходима. Если все таки не удалось избежать расслаивания костной поверхности или появления трещин после просушки, следует пропитать изделие большим количеством клея БФ или синтетических смол. Невпитавшиеся избытки клея удаляются тампоном с растворителем.
Находки из кожи очищаются от грязи в теплой воде при помощи мягких щеток. Сухую кожу размачивают до приобретения ею эластичности. Далее кожу сушат, основательно расправив ее на доске и закрепив булавками. Можно сушить кожу и между двумя досками под грузом. Для восстановления эластичности кожу пропитывают касторовым маслом, причем делать это нужно до ее окончательного высыхания. Кожу расстилают на доске, и масло на нее наносится ватным тампоном, завернутым в марлю, осторожными круговыми движениями; по мере впитывания наносится очередная порция масла. Время от времени, для улучшения проникновения масла в поры кожи, ее слегка мнут руками. После достаточного насыщения маслом кожу вновь крепят на доске или помещают под груз между двумя досками. Другой способ размягчения кожи рекомендуется В. М. Фармаковским в работе «Консервация и реставрация музейных коллекций» (М., 1947 г.): кожа вымачивается в 5 % растворе поваренной соли, в который вводится глицерин до 50 % объема раствора. Излишняя влага удаляется с поверхности, а глицерин остается в порах кожи. Вместо вымачивания автор рекомендует продолжительное время выдержать кожу в эмульсии, состоящей из 50 частей воды, 30 частей этилового спирта, 20 частей касторового масла и 4 частей тимола. Тимол предварительно растворяют в спирте. После этой операции кожу подсушивают и пропитывают копытным маслом.
Деревянные предметы плохо сохраняются в земле, особенно в сухом грунте. Мягкие лиственные породы сильно пропитываются влагой, а при высыхании на воздухе быстро теряют в объеме, коробятся, поэтому транспортировать их надо увлажненными. Можно попытаться самостоятельно отреставрировать изделия из твердых пород дерева; особенно хорошо сохраняется можжевеловая, самшитовая и дубовая древесина. В начале предмет очищается кистью в воде, затем обсушивается мягкой тканью и пропитывается одним из следующих антисептических растворов: 4 % раствором формалина, 10 % раствором тимола или 2 % раствором марганцовки. При сушке дерева основная задача реставратора — максимально удлинить этот процесс и добиться равномерности высыхания внутренних и поверхностных слоев, что, в свою очередь, послужит сохранению формы и убережет изделие от коробления и трещин. Самое простое средство — завернуть изделие в несколько слоев вощеной бумаги. При возможности изделие зажимается в тисках, но более надежным способом является сушка дерева в специально приготовленной гипсовой форме или под 4–5 слоями 5 % поливинилбутероля. После полного высыхания дерево нужно законсервировать, для чего применяется клей БФ-6; невпитавшиеся излишки клея снимаются ватным тампоном, пропитанным соответствующим растворителем.
Изделия из стекла представляют большой интерес для искателя-любителя: обилие стеклодувных мастерских прошлых веков породило множество нетрадиционных для наших дней форм бытовых стеклянных предметов, украшенных гербами, фамилиями и попросту затейливыми завитками. Прежде всего стекло промывается щетками и ершиками в проточной воде. От пребывания во влажной среде поверхность стекла часто мутнеет, поверхность покрывается микротрещинами и раковинами. Для удаления некоторых из перечисленных дефектов специалисты рекомендуют следующий прием: стекло замачивается в 1 % растворе серной или муравьиной кислоты, затем тщательно промывается водой.
Можно удалить оптические дефекты стекла нанесением мастичного лака с последующим удалением излишков лака скипидаром или толуолом.
Эмаль на металлических поверхностях чистится 10 % раствором муравьиной кислоты, промывается, сушится и закрепляется канадским бальзамом.
Керамические изделия следует подразделить на две основные группы — плохого и хорошего обжига. Керамика хорошего обжига — более плотная и сохраняется лучше, ее легче очищать, потому что можно промывать в проточной воде кисточкой. Слои извести удаляются 35 % раствором соляной кислоты, который можно приобрести в аптеках. После кислотного разрыхления известковый слой смывают струей холодной воды и сушат изделие. При необходимости закрепления керамику покрывают клеями БФ2, БФ4, БФ6, 10 % спиртовым раствором шеллака или 55 % спирто-бензольным раствором поливинилбутероля. После удаления излишков пропитки изделие досушивается на воздухе. Для улучшения качества пропитки раствор можно подогреть до 30 °C, соблюдая при этом правила пожарной безопасности.
Бронзовые предметы не все нуждаются в очистке. Если ваша находка покрыта равномерным, однотонным и плотным слоем тонкой темной патины, то это явление лишь подчеркивает возраст изделия и придает ему особый шарм. Если на слое патины все-таки есть участки, пораженные иными видами окислов, то эти очаги осторожно удаляют механическим путем.
Другой способ очистки — химический. Для этого изделие обезжиривается органическим растворителем, участки, не подвергаемые расчистке, покрываются воском, а на обрабатываемые поверхности наносится 15 % раствор муравьиной кислоты. От этой кислоты бронза может приобрести красноватый оттенок, который легко удаляется 20 % раствором едкого натра в присутствии цинка; раствор должен быть горячим. Если изделие все покрыто толстым неровным слоем окислов, то его целиком погружают в разогретый до 70 °C раствор муравьиной кислоты. Можно применять и 10 % раствор уксусной кислоты, 2 % раствор серной кислоты или 20 % раствор углекислого аммония. После химической обработки необходимо 3–4 раза прокипятить изделие в чистой воде, каждый раз меняя воду, затем рекомендуется выдержать полчаса в спирте, основательно высушить в сушильном шкафу и, во избежание новой коррозии, покрыть защитным слоем.
Иногда расчистка происходит крайне медленно из-за толстого и плотного слоя окислов, в таком случае можно применить электрохимический метод расчистки. Изделие очищается от грязи и помещается в эмалированную посуду, дно которой покрыто тонким слоем рафинированного цинка или цинковой пластиной. Рафинированный цинк можно получить, вливая расплав цинка тонкой струей в воду. Затем изделие сверху засыпается цинком или накрывается второй цинковой пластиной и заливается 10 % раствором едкого калия или едкого натрия на 2–3 см выше уровня верхней цинковой пластины. Поверхность изделия начинает восстанавливаться, являясь анодом. Процесс этот длителен — 18–20 часов. Доведя раствор до кипения, весь процесс можно основательно ускорить, но при этом пары едких щелочей должны удаляться хорошей вытяжной системой. Щелочи — вещества агрессивные по отношению ко многим материалам, будьте осторожны!
В случае работы с горячим электролитом бронзовые предметы ревизуют при помощи лупы каждые 5—10 минут, а по окончании процесса погружают на пару минут в 1 % раствор уксусной кислоты для нейтрализации щёлочи, а затем тщательно промывают изделия указанным выше способом. Оставшийся электролит сливают в бутыль, его можно использовать вторично. Разрыхленные окислы снимаются механическим путем еще до сушки изделия. В случае, если бронза покрылась серым налетом от пребывания в электрохимической ванне, изделие следует погрузить на короткое время в рабочий раствор муравьиной кислоты.
Изделия из серебра. Наличие в слоях окисла зеленого цвета говорит о низкопробности металла; черные и фиолетовые окислы, наоборот, говорят о чистоте серебра. Серебро чистится 20 % муравьиной кислотой, подогретой до 60 °C до полного растворения окислов. В случае необходимости, по мере растворения окислов, некоторые участки можно чистить щетинной щеткой, помня, что чистое серебро — мягкий металл, и на поверхности изделия могут остаться царапины.
Электрохимический способ применяется, как и для очистки бронзы. После удаления окислов изделие дважды кипятится в чистой воде, протирается тканью, а затем — красной (чернильной) резинкой. Рекомендуется получасовая экспозиция серебра в неразведенном спирте. Далее изделие можно покрыть тонким слоем парафина, защищающего серебро от сероводорода, всегда присутствующего в воздухе.
Некоторые посеребренные изделия имеют дефекты покрытия, в этом случае поврежденный участок нужно отшлифовать при помощи абразивов и вновь посеребрить изделие.
Перед серебрением поверхности из любых материалов должны быть обезжирены и промыты в теплой и проточной холодной воде, а детали из диэлектриков — сенсибилизированы в течение 1—10 минут в растворе, содержащем 10–25 г/л двухлористого олова и 40–60 г/л концентрированной соляной кислоты, и промыты в обессоленной воде.
Для серебрения медных и латунных деталей предложен раствор, который можно неограниченно долго хранить до и после многократной эксплуатации. В его состав входят (г/л):
Серебро азотнокислое AgNO3 26-52
Кислота лимонная Н3С6Н507 * Н20 60-240
Тиомочевина (NH2)2CS 40-80
Осаждение ведут при температуре 18–25 °C и постоянном перемешивании раствора. Скорость нанесения покрытия достигает 1 мкм/мин.
Раствор гарантирует получение покрытий, прочно сцепленных с основой. Истощение раствора не ведет к его распаду, а лишь замедляет скорость осаждения, причем качество покрытия при этом не ухудшается.
Для возвращения блеска потускневшему жемчугу: 1) промывать его в соленой воде или обрабатывать углекислым калием, а затем — эфиром; 2) промывать в слабом растворе мыльной воды и после полировать смоченными в соляной кислоте отрубями либо пробковой мукой.
Современные ювелиры «реанимируют» жемчуг, обрабатывая его слабым раствором соляной и уксусной кислот.
С очень ценных жемчужин предпринимались попытки удалить потускневшую оболочку посредством шлифовки ее алмазом или другим истирающим материалом.